Выпуск готовой продукции на склад

Любое коммерческое предприятие производят для продажи некоторую продукцию. Это различные товары, запасные части и сопутствующие материалы к ним, либо услуги и конкретные разновидности работ. Поэтому необходимо вести грамотно учет готовой продуктов для эффективной работы предприятия.

Готовые продукты – что это такое, как ведется их учет

Готовые продукты (ГП) – уже готовая продукция, которая прошла все производственные этапы. Они должны соответствовать всем требованиям ГОСТа или ТУ, быть проверенными на качество, полностью укомплектованы, а также отправлены для хранения на склад организации или заказчика.

Готовая продукция классифицируется на несколько разновидностей:
1
Валовая
продукты, сделанные на предприятии за определенное время. Выражается в денежной форме. В валовую входят: промежуточные, завершенные и конечные изделия.
2
Валовой оборот
комплекс валовых продуктов по всем подразделениям организации, в том числе производственных работ, а также внутренний оборот организации за определенное время.
3
Сравнимая продукция
продукты, которые организация произвела ранее.
4
Несравнимые продукты
это в первый раз изготовленная в нынешнем периоде продукция.
5
Готовые изделия
по завершению стадии производства начинает распоряжаться сотрудника склада, т. е. он является материально-ответственным лицом. Приход регистрируется в числовом измерении. Если необходимо, то готовые изделия подразделяют на категории товаров. Учет ведется карточным либо безкарточным методом. Остатки готовых продуктов, которые находятся на складах, часто проверяются с помощью инвентаризации.

Прибытие на склад готовых изделий

Проводится поступление на склад при помощи «Накладной на передачу готовых изделий в зоны хранения» в соответствии с формой МХ-18. В этом документе отражается:

  • откуда и в какое место перемещается изделие;
  • корреспондирующий счет,
  • основные данные о продукции;
  • сведения о ней.

Этот документ должны подписать те люди, которые передают и принимают товар, а потом передают бухгалтеру. Эту операцию можно провести, используя Приемо-сдаточную накладную, в которой необходимо указать информацию о складе, подразделении, количестве передаваемых изделий и данные о них. Одновременно следует заполнить: Приемо-сдаточную ведомость и акт. Эти документы облегчают процесс складского учета.

Каждое передвижение готовой продукции в пределах склада нужно фиксировать в Карточке либо Книге складского учета (формы: М-17 и М-40). А стоимостные значения необходимо отразить в бухгалтерии.

Как вести учет производства готовых продуктов

В пункте №2 ПБУ «Учет МПЗ» (Положение по бухгалтерскому учету №5/01), которое было принято по Приказу Минфина России от 9 июня 2001 года №44н (дальше – Положение по бух. учету №5/01) говорится о том, что готовые продукты – составная часть МПЗ организации.


По Положению по бух. учету №5/01 «Учет материально-производственных запасов» готовые продукты – это МПЗ организации, которые предназначены для их продажи, чтобы получить прибыль. На бухгалтерском балансе для ведения учета готовых изделий применяют фактическую либо нормативную себестоимость. Выбранный способ предопределяет отражение продуктов в дальнейшем на балансовых счетах.

Важно! Во время определения учетных расценок номенклатуры главное – следовать конкретному соотношению фактической, учетной себестоимости. Иными словами, у продуктов, имеющих равную фактическую себестоимостью, должна быть одна и та же учетная стоимость.

Методы учета готовых продуктов

Чтобы обобщить сведения о наличии, перемещении готовых изделий используют сч. №43 "Готовые продукты". Данный счет применяют те предприятия, которые выполняют производственные работы.

Готовые изделия учитываются по одному из таких методов:

  • учитывая фактическую себестоимость;
  • по учетным расценкам(плановой себестоимостью) – применяя счет №40 или не используя его.

Учет продукции в соответствии с фактической себестоимостью

Если предприятие решает вести учет готовых продуктов, ориентируясь на фактическую себестоимость – учитывать ее необходимо исключительно с применением счета №43".


Приход готовых изделий в складское помещение в таком случае необходимо отразить следующей проводкой: Дебет счета №43 – Кредит счета №20 – приняты к учету готовые изделия. Хоть отражать готовые изделия по фактической себестоимости в бух. учете проще (применяется лишь один счет), предприятия нередко применяют этот метод.


Фактическую себестоимость выпущенных продуктов можно рассчитать и в конце отчетного месяца, после определения всех расходов на изготовление продуктов (прямых и косвенных). Поэтому при применении данного метода почти нереально определить себестоимость продуктов по мере ее изготовления и перемещении в складское помещение. Из-за этого появляются лишние неудобства, когда товары, произведенные на протяжении месяца, продаются в этот же период времени.


При данном методе учета показатель «Себестоимость», по какому учитывались продукты одного и того же вида, которые были изготовлены в другое время, может быть разным.


Поэтому при реализации и другом выбытии готовой продукции ее необходимо списать по одному из таких способов:

  • в соответствии с себестоимостью за единицу;
  • учитывая среднюю себестоимость;
  • в соответствии с методом ФИФО.

Как ведется учет продукции по учетным расценкам (плановой себестоимости)

Нормативная себестоимость. Иногда применяется плавный метод учета готовых изделий. Суть этого метода анализа готовых продуктов состоит вот в чем:

  • На все готовые продукты устанавливают учетные расценки, по которым продукция в течение месяца оформляется как приход на склад предприятия и списываются во время продажи.
  • В соответствии с пунктом №204 «Методических указаний по бух. учету материально-производственных запасов» в бух. учете и зонах хранения готовых изделий разрешено использовать учетные расценки.
  • В виде учетных расценок на готовую продукцию применяют фактическую и нормативную себестоимость, договорные и другие разновидности цен.
  • Выбирает конкретный вид учетной цены предприятие. Данный выбор нужно еще отражать в учетной политике.
  • В случае использования учетных расценок появляются расхождения – отклонение между нормативной, а также фактической себестоимостью.

Размер этих отклонений определяется на конец месяца, когда до конца будут сформированы расходы на производство продуктов.

Обнаруженное отклонение учитывается на сч. №40 или на сч. №43 "Готовые продукты". Имеется 2 способа ведения учета: применяя и не применяя счет №40.

  • -1-
    Не применяя счет №40

    При этом методе отклонения, которые появляются в случае, если не совпадают учетные расценки с фактической себестоимостью, отражаются на сч. №43.


    В текущем отчетном месяце регистрируют доставленную в складское помещение продукцию по учетным расценкам: по дебету – счет №43, а на кредите отражаются счета: №20, 23 и 29.


    В конце текущего месяца нужно проанализировать незавершенное производство, исчислить фактическую себестоимость перемещенных в складское помещение готовых изделий и сделать корректировку записей по счету №43.


    Если фактическая себестоимость отправленных в складское помещение готовых изделий выше, чем оценка себестоимости по учетной стоимости, то на ту сумму, которую превышает фактическая себестоимость учетные расценки, нужно провести еще одну запись: по дебету счета №43 – на кредите счетов: №20, 23.


    Если имеется экономия средств, то есть когда себестоимость изделий по учетным расценкам выше чем фактическая, то нужно сформировать следующую сторнировочную запись: на дебете счета №43, а на кредите – сч. №20 и 23.


    Так, остаток готовой продукции, которая находится в складском помещении, в самом конце текущего месяца должен отражаться по фактической себестоимости.

  • -2-
    Применяя счет №40

    На счете №40 отражается разница между фактическими затратами на изготовление готовых продуктов и их нормативной себестоимостью.


    Делается это таким образом:

    • На дебете счета №40 следует указать фактическую себестоимость произведенных продуктов в корреспонденции со следующими счетами: №20, 23, 29.
    • На кредите сч. №40 необходимо отразить плановую себестоимость готовых изделий в корреспонденции со сч. №43.
    • В последние сутки текущего месяца необходимо сравнить дебетовый оборот с кредитовым по счету №40, а затем – определить отклонение между фактической себестоимостью и плановой.
    • Если оборот, отраженный по дебету сч. №40, превышает кредитовый, то это говорит о том, что фактическая себестоимость больше нормативной, случился перерасход. В таком случае необходимо сформировать такую запись: по дебету счет №90.2, а Кредит счета №40 – указывается сумма превышения.
    • Если же оборот, который отражен по кредиту сч. №40, выше чем дебетовый, то это означает, что фактическая себестоимость меньше нормативной. Тогда на сумму экономии надо сформировать аналогичную запись: Дебет – сч. №90 (субсчет 2) и Кредит – счет №40. Только нужно использовать способ "красное сторно".
    • Этот принцип списания разницы предусматривается Руководством по использованию Плана счетов бухгалтерского учета (применительно к сч. №40).
    • Необходимо делать закрытие счета ежемесячно. Сальдо в конце отчетного периода отсутствует у этого счета.

    Продукты, которые были изготовлены и проданы в отчетном периоде, нужно учесть по фактической себестоимости, а оставшиеся изделия на складе – по нормативной себестоимости. Применение счета №40 приводит обычно к тому, что на балансе готовые и отгруженные изделия отображаются только по нормативной себестоимости.

    Суммы расхождений списывают на сч. №90 "Продажи" полностью (вне зависимости от количества реализованных продуктов) и воздействуют на размер доходов, расходов по обыкновенным разновидностям работ.

Посмотрите на своё производство изнутри
Получите 14 дней бесплатного доступа к полному функционалу. Специально для новых клиентов.
Попробовать бесплатно