Начнем с самого понятия. Оно появилось в Японии. И сначала этот термин относился только к человеку. Это была философия и практика, направленные на улучшение человека со всех сторон — как в личностном, так и социальном планах. А вот в сферу работы, предпринимательства и бизнеса слово пришло только после окончания Второй мировой войны. Именно тогда японские компании стали пробовать внедрять в компании кайдзен основы. И уже вскоре заметили, что это дает ощутимые результаты в плане оптимизации процессов работы.
Поэтому сегодня под словом «кайдзен» понимается не только японская философия и практика. Это направление современного менеджмента на предприятии. Но, как и ранее, основной принцип кайдзен состоит в том, чтобы постоянно улучшать рабочие процессы на производстве.
Самая главная идея кайдзен — бережливое производство. Это значит, что важно устранять все причины, которые могут привести к возникновению убытка. То есть, излишки производства, ненужное оборудование и прочее. Также сюда включается оптимизация работы всех до единого работников. И упор на нужды конечного покупателя.
Несмотря на то, что эти принципы могут в чем-то быть похожими на правила Парето и методику гибкой разработки Agile, японская методология отличается. Она с успехом может применяться на российских предприятиях.
И сегодня в эту практику включаются пять основ. Или, как их принято называть, принципы 5С (5S).
Seiri, то есть сортировка