Виды артикулов товара

С понятием артикула продукции мы сталкиваемся довольно часто. Их можно встретить на любом маркет-плейсе, вне зависимости от его размера. По артикулам можно быстро найти нужный товар. Наличие этих буквенных или числовых кодов упрощает работу и выгоден клиентам и производителям. О том, какие существуют типы и виды артикулов продукции, как его грамотно составить и что учесть — расскажем далее в статье.
Кондуктор - ERP система для планирования и оптимизации производства для малых производственных компаний. Узнайте как автоматизировать планирование на бесплатной онлайн демонстрации системы

Типы артикулов

По большому счету иметь артикул не обязательно. Однако если компания или продавец укажет такой код, это даст ему немало плюсов:

  • позволит оценить насколько товары одной категории популярнее других, которые отличаются размером, рисунком или цветом;
  • даст возможность работать с клиентами более продуктивно — найти данные о товаре по артикулу намного быстрее;
  • благодаря уникальному коду, оформить и провести возврат товара можно быстро;
  • два важных процесса — закупка и складской учет — провести будет удобнее. Потому что вы сможете отследить точные остатки продукции и тем самым составить прогноз на объем следующих закупок сырья или комплектующих;
  • если параллельно использовать любую программу для электронного оборота документации (например, 1C: Предприятие), появится возможность автоматической настройки присвоения артикула товарам, согласно заданным нормативам.

Принято выделять два вида артикулов:

  • Простой — в нем содержатся только цифры: арт. 15 22 765 или арт. 128 000 673 1201
  • Составной — он несет в себе сразу цифры, символы и буквы или какие-то два вида обозначений: арт. 4PHT26439174F или арт. KS-1273/7809

Вы можете самостоятельно присваивать уникальные коды товарам или применять данные поставщика, с которым работаете.

В случае поступления уникальной продукции (определенный бренд или модель), лучше присвоить товару данные продавца. Но если товар не является уникальным и вы получаете его от разных поставщиков, при этом его характеристики имеют значимый вес, присваивать идентификатор нужно самому. Такой ход позволит избежать пересорта и избавит от ненужной работы, если поставщик сменится. Потому что в таком случае все одинаковые продукты пройдут под единым номером.

Составление артикула

Если вы хотите составлять артикулы товаров самостоятельно, нельзя забывать о характеристиках, которые будут идентифицировать продукт. В частности, можно применять такие данные:
1
Страна, где продукт произведен;
2
Наименование производителя;
3
Название поставщика;
4
Группа товара: одежда, предметы личной гигиены, игрушки и прочее;
5
Вид товара: плащ, зубная паста, плюшевый мишка;
6
Модель продукции (если есть);
7
Принадлежность по полу или возрасту (касается обуви и одежды) — мужская, женская, детская;
8
Год производства;
9
Сезонность — для предметов гардероба;
10
Ткани и материалы;
11
Расцветка, рисунок;
12
Примечания — то, что отличает товар: маломерит, наличие принтов и прочее.

Исходя из всего, перечисленного выше, можно каждому пункту дать свои качества.

Приведем примеры:

Страна изготовитель
Может обозначаться ее телефонным кодом, цифровыми или буквенными данными ISO: телефонный код Российской Федерации — 7, данные по ISO — 643, международное буквенное обозначение — RU, у Китая аналогичные данные будут 86, 156 и CN. Поэтому идентификатор производителя из РФ может выглядеть так: 643 — 6 — GOI
Изготовитель или продавец
Исходя из наименования поставщика или бренда, придумывайте собственные аббревиатуры, которые будут понятны вам и сотрудникам компании: GUCCI – GC, «Новая Заря» — NZ, ARMANI – AN и так далее. Важно не перегрузить буквами код. Оптимальная длина — два символа.
Группа или тип продукта
Описывается аналогично пункту два. Иными словами используйте аббревиатуры и сокращения: женское нижнее белье — LG (от английского lingerie), детские игрушки — DI и прочие варианты.
Модель продукта

Если у изделия есть исходная, заводская модель, ее можно применять в артикуле: ASUS 7 — указать семеркой, iPhone 6S — как 6S.

Принадлежность по полу или возрасту

Женщин указываем как W (woman), мужчин — M (man), детей — K (kids).

Год производства

Берутся две последние цифры: 2020 — 20, 1963 — 63.

Сезонность

Можно брать цифры или буквы. Так зима будет 1 (по порядку) или W (winter), весна — 2 или S (spring), лето — 3 либо SU (summer), а осень — 4 и AU (autumn) либо F (fall). Если товар относится к демисезонным, можно соединять буквы и цифры так: 2-3 или SSU (spring – summer) весенне-летняя категория, FW (fall – winter) — осенне-зимняя либо 41.
Материал и ткань
Также обозначайте буквами: S (silk) – шелк, C (cotton) – хлопок, L (linen) – лен, LT (leather) — натуральная кожа.
Расцветка
Это обозначение можно передать, опираясь на данные цветов Института цвета «Пантон» (Pantone). Например, желтый у них обозначен 102. допустимо использовать буквы: красный — RD (red), черный — BC (black), синий, голубой — BL (blue).
Размер
Размер указать можно «по-старинке» цифрами (44, 58, 42) или буквами (S, XS, XXXL). Но стоит учесть, что русский размерный ряд не аналогичен европейскому или американскому. Этот нюанс нужно прописать в карточке.

Применять все приведенные рекомендации не стоит. Только если вам это действительно нужно. Потому что в противном случае артикул получится длинным, его сложно будет запомнить. Может возникнуть путаница при поиске изделий.

Создание артикула для магазина

Чтобы расположить параметры в идентифицирующем коде, можно идти «от общего к деталям» или по убыванию значимости. То есть: страна-бренд-материал товара-расцветка-вес.
Рассмотрим пример интернет магазина, который торгует одеждой производства России и Италии. Продавцу требуется разработать артикул для женского льняного костюма ARMANI из летней коллекции. Цвет — голубой, размер — 44. В этом случае обозначения могут быть такие:
  • страна — возьмем телефонный код: 39;
  • бренд — AN;
  • ткань — L;
  • группа товара — CL (clothes – одежда);
  • вид товара — WS (women's suit — женский костюм);
  • принадлежность по полу — F (female – женский);
  • год производства — 22;
  • сезонность — 3 или SU;
  • расцветка — BL;
  • размер — укажем буквой S.

Когда все готово, можем формировать идентификатор. И если идем от общего к частному, то получится комбинация по порядку, указанному выше. Выглядеть это может так: 39ANLCLWSF22SUBLS.

Но если мы решили разместить данные по значимости (год-принадлежность по полу-материал-размерный номер-группа товара-вид продукта-расцветка-сезонность-бренд-страна), артикул будет иным: 22FLSCLWSBLSUAN39.

Несколько рекомендаций

Чтобы код получится «удобоваримым» и не вводил сотрудников в замешательство, используйте несколько советов:


  • не применяйте или используйте как можно реже буквы, похожие на цифры: О — как нуль, l — как единичка;
  • латиницу и кириллицу в одном артикуле смешивать нельзя, иначе это приведет к тому, что операторы будут путаться при записи;
  • дополнительные символы — косые черточки, тире — лучше не применять, они делают процесс записи долгим, допустимо применять нижнее подчеркивание «_»;
  • пробелы старайтесь не ставить, не все программы учета могут их считать;
  • составляйте простые коды, потому что если он длинный, некоторые программы и приложения могут удалить часть знаков;
  • рекомендуется использовать только латинские буквы в идентификаторе, это удобнее, но если вы работаете только по России, допустимы кириллические символы.
Выводы
В завершении подведем итоги сказанного выше:
  • Артикул — это уникальный код, который присваивается товару для его быстрой идентификации и более удобного нахождения в базе. Использовать его не обязательно, но это даст ряд преимуществ: операторы смогут быстрее найти товар, ускорится процесс возврата и прочее
    1
  • Артикул может быть составным или простым. Первые содержат лишь цифры (1276559), вторые — буквы и цифры (74CN4SUFK12).
    2
  • Чтобы самому сделать артикул нужного вида, сначала составьте список характеристик на товар и, опираясь на него, сведите все данные в один код.
    3
  • Чем проще артикул, тем лучше. Это убережет сотрудников от путаницы или ошибок при вводе номера в базе данных.
    4
Посмотрите на своё производство изнутри
Получите 14 дней бесплатного доступа к полному функционалу. Специально для новых клиентов.
Попробовать бесплатно