Виды артикулов товара

С понятием артикула продукции мы сталкиваемся довольно часто. Их можно встретить на любом маркет-плейсе, вне зависимости от его размера. По артикулам можно быстро найти нужный товар. Наличие этих буквенных или числовых кодов упрощает работу и выгоден клиентам и производителям. О том, какие существуют типы и виды артикулов продукции, как его грамотно составить и что учесть — расскажем далее в статье.

Типы артикулов

По большому счету иметь артикул не обязательно. Однако если компания или продавец укажет такой код, это даст ему немало плюсов:

  • позволит оценить насколько товары одной категории популярнее других, которые отличаются размером, рисунком или цветом;
  • даст возможность работать с клиентами более продуктивно — найти данные о товаре по артикулу намного быстрее;
  • благодаря уникальному коду, оформить и провести возврат товара можно быстро;
  • два важных процесса — закупка и складской учет — провести будет удобнее. Потому что вы сможете отследить точные остатки продукции и тем самым составить прогноз на объем следующих закупок сырья или комплектующих;
  • если параллельно использовать любую программу для электронного оборота документации (например, 1C: Предприятие), появится возможность автоматической настройки присвоения артикула товарам, согласно заданным нормативам.

Принято выделять два вида артикулов:

  • Простой — в нем содержатся только цифры: арт. 15 22 765 или арт. 128 000 673 1201
  • Составной — он несет в себе сразу цифры, символы и буквы или какие-то два вида обозначений: арт. 4PHT26439174F или арт. KS-1273/7809

Вы можете самостоятельно присваивать уникальные коды товарам или применять данные поставщика, с которым работаете.

В случае поступления уникальной продукции (определенный бренд или модель), лучше присвоить товару данные продавца. Но если товар не является уникальным и вы получаете его от разных поставщиков, при этом его характеристики имеют значимый вес, присваивать идентификатор нужно самому. Такой ход позволит избежать пересорта и избавит от ненужной работы, если поставщик сменится. Потому что в таком случае все одинаковые продукты пройдут под единым номером.

Составление артикула

Если вы хотите составлять артикулы товаров самостоятельно, нельзя забывать о характеристиках, которые будут идентифицировать продукт. В частности, можно применять такие данные:
1
Страна, где продукт произведен;
2
Наименование производителя;
3
Название поставщика;
4
Группа товара: одежда, предметы личной гигиены, игрушки и прочее;
5
Вид товара: плащ, зубная паста, плюшевый мишка;
6
Модель продукции (если есть);
7
Принадлежность по полу или возрасту (касается обуви и одежды) — мужская, женская, детская;
8
Год производства;
9
Сезонность — для предметов гардероба;
10
Ткани и материалы;
11
Расцветка, рисунок;
12
Примечания — то, что отличает товар: маломерит, наличие принтов и прочее.

Исходя из всего, перечисленного выше, можно каждому пункту дать свои качества.

Приведем примеры:

  • Страна изготовитель
    Может обозначаться ее телефонным кодом, цифровыми или буквенными данными ISO: телефонный код Российской Федерации — 7, данные по ISO — 643, международное буквенное обозначение — RU, у Китая аналогичные данные будут 86, 156 и CN. Поэтому идентификатор производителя из РФ может выглядеть так: 643 — 6 — GOI
  • Изготовитель или продавец
    Исходя из наименования поставщика или бренда, придумывайте собственные аббревиатуры, которые будут понятны вам и сотрудникам компании: GUCCI – GC, «Новая Заря» — NZ, ARMANI – AN и так далее. Важно не перегрузить буквами код. Оптимальная длина — два символа.
  • Группа или тип продукта
    Описывается аналогично пункту два. Иными словами используйте аббревиатуры и сокращения: женское нижнее белье — LG (от английского lingerie), детские игрушки — DI и прочие варианты.
  • Модель продукта

    Если у изделия есть исходная, заводская модель, ее можно применять в артикуле: ASUS 7 — указать семеркой, iPhone 6S — как 6S.

  • Принадлежность по полу или возрасту

    Женщин указываем как W (woman), мужчин — M (man), детей — K (kids).

  • Год производства

    Берутся две последние цифры: 2020 — 20, 1963 — 63.

  • Сезонность

    Можно брать цифры или буквы. Так зима будет 1 (по порядку) или W (winter), весна — 2 или S (spring), лето — 3 либо SU (summer), а осень — 4 и AU (autumn) либо F (fall). Если товар относится к демисезонным, можно соединять буквы и цифры так: 2-3 или SSU (spring – summer) весенне-летняя категория, FW (fall – winter) — осенне-зимняя либо 41.
  • Материал и ткань
    Также обозначайте буквами: S (silk) – шелк, C (cotton) – хлопок, L (linen) – лен, LT (leather) — натуральная кожа.
  • Расцветка
    Это обозначение можно передать, опираясь на данные цветов Института цвета «Пантон» (Pantone). Например, желтый у них обозначен 102. допустимо использовать буквы: красный — RD (red), черный — BC (black), синий, голубой — BL (blue).
  • Размер
    Размер указать можно «по-старинке» цифрами (44, 58, 42) или буквами (S, XS, XXXL). Но стоит учесть, что русский размерный ряд не аналогичен европейскому или американскому. Этот нюанс нужно прописать в карточке.

Применять все приведенные рекомендации не стоит. Только если вам это действительно нужно. Потому что в противном случае артикул получится длинным, его сложно будет запомнить. Может возникнуть путаница при поиске изделий.

Создание артикула для магазина

Чтобы расположить параметры в идентифицирующем коде, можно идти «от общего к деталям» или по убыванию значимости. То есть: страна-бренд-материал товара-расцветка-вес.
Рассмотрим пример интернет магазина, который торгует одеждой производства России и Италии. Продавцу требуется разработать артикул для женского льняного костюма ARMANI из летней коллекции. Цвет — голубой, размер — 44. В этом случае обозначения могут быть такие:
  • страна — возьмем телефонный код: 39;
  • бренд — AN;
  • ткань — L;
  • группа товара — CL (clothes – одежда);
  • вид товара — WS (women's suit — женский костюм);
  • принадлежность по полу — F (female – женский);
  • год производства — 22;
  • сезонность — 3 или SU;
  • расцветка — BL;
  • размер — укажем буквой S.

Когда все готово, можем формировать идентификатор. И если идем от общего к частному, то получится комбинация по порядку, указанному выше. Выглядеть это может так: 39ANLCLWSF22SUBLS.

Но если мы решили разместить данные по значимости (год-принадлежность по полу-материал-размерный номер-группа товара-вид продукта-расцветка-сезонность-бренд-страна), артикул будет иным: 22FLSCLWSBLSUAN39.

Несколько рекомендаций

Чтобы код получится «удобоваримым» и не вводил сотрудников в замешательство, используйте несколько советов:


  • не применяйте или используйте как можно реже буквы, похожие на цифры: О — как нуль, l — как единичка;
  • латиницу и кириллицу в одном артикуле смешивать нельзя, иначе это приведет к тому, что операторы будут путаться при записи;
  • дополнительные символы — косые черточки, тире — лучше не применять, они делают процесс записи долгим, допустимо применять нижнее подчеркивание «_»;
  • пробелы старайтесь не ставить, не все программы учета могут их считать;
  • составляйте простые коды, потому что если он длинный, некоторые программы и приложения могут удалить часть знаков;
  • рекомендуется использовать только латинские буквы в идентификаторе, это удобнее, но если вы работаете только по России, допустимы кириллические символы.
Выводы
В завершении подведем итоги сказанного выше:
  • Артикул — это уникальный код, который присваивается товару для его быстрой идентификации и более удобного нахождения в базе. Использовать его не обязательно, но это даст ряд преимуществ: операторы смогут быстрее найти товар, ускорится процесс возврата и прочее
    1
  • Артикул может быть составным или простым. Первые содержат лишь цифры (1276559), вторые — буквы и цифры (74CN4SUFK12).
    2
  • Чтобы самому сделать артикул нужного вида, сначала составьте список характеристик на товар и, опираясь на него, сведите все данные в один код.
    3
  • Чем проще артикул, тем лучше. Это убережет сотрудников от путаницы или ошибок при вводе номера в базе данных.
    4