Система Тойота

О марке «Тойота» слышали наверняка все. Но что такое производственная система Toyota, в чем ее особенности и каковы принципы системы Тойота. Подробнее об этом поговорим далее в статье.

Система Тойота это

Еще относительно недавно данная производственная система обозначалась аббревиатурой TPS. Однако по мере того, как система развивалась, появилась потребность объединять tps с другими. Поэтому возникла новая система, именуемая Total Tps или T – Tps. Ее основными принципами являются:

  • Jidouka, или Дзидока (также нередко пишется как Джидока) — данный термин ранее также обозначался как автономизация. Здесь понимаются совмещенные процессы, а также качество.
  • JIT, Just in time — что переводится буквально «точно вовремя» или «точно в срок».
  • Cost Down — здесь принято понимать снижение себестоимости товара.
  • Мотивация — относится ко всем сотрудникам компании.
  • Kaizen, или Кайдзен — здесь понимается система непрерывных улучшений.

Более детально об этом расскажем далее.

Схема системы Тойота

Изображение из источника: https://toyota-bt.com/materials/toyota-production-system

Но прежде, чем приступим к рассмотрению принципов Тойоты, стоит уделить внимание схеме данной системы. Она представлена в виде домика.

В данном случае крышу составляют цели компании. Например, сюда можно отнести качество продукции, сниженные затраты и невысокую скорость изготовления заказа. Также в этом «доме» имеются две основные колонны:

  • Первая — система JIT, которая позволит предотвратить перепроизводство товаров.
  • Вторая — контроль качества Jidouka, что дает возможность максимально снизить процент брака и тем самым повысить качество продукции.

Фундамент «строения» составляют стабильность и философия этой системы. И, конечно, этот дом, как и все другие, не может быть не населен. Население его — это люди, сотрудники, специалисты. И, главным образом, это не каждый человек в отдельности — это полноценная команда, имеющая большую мотивацию к регулярному улучшению качества работы и продукта.

Понятие Jidouka

Как мы уже говорили выше, здесь понимаются совмещенные процессы, качество, а также встроенное качество. Главным принципом является мысль об изготовлении только хорошего товара. Брак не допустим в принципе. Его нельзя производить и всеми способами необходимо стремиться не допустить забраковок.


Иными словами, это управление качеством продукции. Поэтому, в случае возникновения брака, важно здесь делать остановки. В данном случае процесс контролирования качества подкрепляется любыми доступными, как правило — недорогими, способами и методами контроля. Контролерами будут выступать сами рабочие, которые непосредственно выполняют ту или иную операцию.


При этом ответственность за качество продукции ложится полностью на производственный отдел. Они должны отслеживать, чтобы на каждом участке изготавливали только хороший, качественный товар. И только такой продукт можно передавать дальше. Именно по этой причине в Тойота говорится о совмещенных процессах.

Также здесь есть матрица контроля, которая позволяет более детально и тщательно производить оценку качества. Обычно в привычных контрольных схемах оценить и понять, где появляется брак, достаточно трудно.

В результате время теряется, а объемы брака только растут.


До сих пор еще есть компании, в которых информацию по браку берут из компьютерных отчетов, но это неверное решение. Ведь компьютер «расскажет» только то, что туда смогли внести люди, а это не всегда соответствует действительности.


Поэтому в системе Тойота брак выявляется строго при каждом переделе. И когда находится причина, вызвавшая брак, моментально приступают к введению системы Кайдзен (подробнее об этом далее). Это значит, что прямо на месте происходит анализ проблемы. В компании Тойота говорят, что таким образом преступление раскрывается прямо на месте и сразу же находится «оружие», которым данное деяние было совершено.

Чтобы информация по браку была видна всем и каждый человек мог прочитать все необходимое, эти данные помещаются в «Уголке качества». Важно, чтобы он был на каждом участке. В идеале, здесь нужно представить сам бракованный экземпляр и документацию на него. Такие меры помогут поддержать производственников. Потому что Jidouka, или встроенное качество, создается именно теми людьми, кто производит и кто сам отвечает за качество. Чтобы выявлять брак можно было еще эффективнее, в компании используются инструменты:

  • при любом браке — СТОП;
  • не принимать и никуда не передавать брак;
  • внедрять карту проверки качества по пяти уровням, где имеются: брак — или плохое качество, несколько лучше, ступенька — терпимо, далее — хорошо и конечный итог — очень хорошо.

Уровень брака можно записывать в виде матриц, которая создается и заполняется для каждого участка предприятия. Все операции, совершаемые на этих участках, вносятся в матрицу и им выставляется оценка по пяти баллам — от низшего к высшему.

О сокращении себестоимости

Ежедневно в Тойота обдумывают, как снизить себестоимость товара. Для этого применяется принцип «не создавать излишков». Иными словами, никаких лишних запасов, не стоит делать дополнительную работу, о которой не просили. Важно, чтобы над снижением себестоимости работали все сотрудники, поэтому всех нужно вовлекать в этот процесс.

И если не так давно данные по себестоимости могли быть в компании закрыты, сегодня такая информация сразу поступает в производственные отделы, чтобы люди могли понимать, как и за счет чего можно снизить. Причем заниматься этим могут и должны все — не только бригадиры или мастера, но каждый человек на линии.

Мотивация

Мотивация в Тойота строится на том, что руководители приветствуют и даже поощряют развитие такого понятия, как «гхино». Переводится это как мастерство, или хорошая, отличная техника работы. И здесь можно выделять уровни:

  • Первый — сотрудник смог найти дефект и выявить брак.
  • Второй — способность самому убрать этот дефект.

И чем уровень «гхино» человека выше, тем более он мотивирован для достижения поставленных целей. Ведь чем выше твой уровень, тем больше ты — мастер. А это позволяет человеку быть более статусным как в своих глазах, так и перед коллегами и руководителями.

Точно к сроку, Just in time

Грамотно организованная внутренняя и внешняя логистика — важнейший инструмент Tps.

В частности, система Тойота предлагаем заменять дизельные погрузчики на более маневренные и современные элетрокары с тележками. Для того, чтобы движение было безопасным, предлагается в цехах размечать дорожки разными цветами: например, красные — для техники, зеленые — для рабочих.


По маршруту движения поставок наклеивают специальную ленту, где имеются нанесенные подсказки. При этом все до единого сотрудники должны думать над тем, как уменьшить себестоимость товара, выполняя свою работу согласно нормам и стандартам, принятым в компании. Проще говоря, люди не делают ничего, что относится к сверхнормам и не производят ничего лишнего, даже лишних движений.

Не менее важным элементом в Тойота являются стеллажи. Они должны быть не более полутора метров высотой и с хорошо регулируемыми «шагами», чтобы можно было просмотреть все, что расположено на полках.


Не менее важно стремиться к устранению межоперационных запасов. Именно поэтому важно подключать карточки системы Канбан и грамотно подходить к вопросу логистики.


Производственные сотрудники составляют схему размещения — они не только расставляют рабочие места так, чтобы всем было удобно, но также прописывают маршруты по доставке запчастей и комплектующих. Логистический отдел также уместно ввести в производственный состав. Такой подход даст возможность оптимизировать работу и схемы в логистике.

Для визуализации хода производства используется экран или табло, где видны участки, линии, а также отображаются процессы, применение оборудования, процент выполнения и прочее.

Непрерывные улучшения по Kaizen

В данной системе понятие Кайдзен — это следствие проведения анализа и изучения возникающих проблем. Важно активизировать персонал, а также уделять повышенное внимание процессам на производстве. Потому что совершенствовать что-то можно постоянно.


Таким образом принципы Tps позволяют усовершенствовать выпуск продукции, начиная от стадии его задумки и начальной разработки. Также уместно внедрять и новый подход Тойота, который обозначается как all kaizen. То есть, если ранее в Тойота оценивали подачу и внедрение предложений, то сейчас принято давать оценку и оплачивать только внедрение.