Составляющая стоимости готовой продукции

Стоимость готовой продукции – ключевой показатель, определяющих успешность и прибыльность бизнеса. В этой статье мы расскажем о составляющих стоимости готовой продукции и дадим практические рекомендации по определению. Поговорим о том, как узнать, сколько стоит каждый изготовленный продукт, как правильно определить себестоимость и учесть траты на материалы, труд и амортизацию. Узнаем о том, как корректно учитывать стоимость остатков и запасов готовой продукции и каким образом это влияет на финансовый результат компании в итоге.

Себестоимость

Себестоимость – это совокупная стоимость производства продукта. Её роль заключается в том, чтобы определить, сколько обойдется производство продукта и что именно влияет на эту стоимость. Вычисление стоимости готовой продукции является приоритетным аспектом бизнеса, отправной точкой продаж, поэтому к определению себестоимости стоит подойти внимательно. Без выяснения собственной стоимости продукции бизнес не сможет установить цену на свои продукты, впоследствии не убедиться в доходности и конкурентоспособности продукции на рынке, а также в будет не способен планировать производственный бюджет.

Виды себестоимости

Существует несколько видов себестоимости:


  • Прямая себестоимость. Включает в себя исключительно издержки, напрямую относящиеся к производству продукции.
  • Полная себестоимость. Включает в себя издержки, относящиеся к производству и продаже продукции, включая также косвенные траты.

Факторы, влияющие на себестоимость

Стоимость готовой продукции зависит от различных факторов, которые могут варьироваться в зависимости от конкретной ниши и отрасли. Ниже приведены те факторы, которые могут влиять на стоимость готовой продукции:

1
Стоимость сырья и материалов. Это основополагающий аспект в определении себестоимости, ибо затраты на производящий материал напрямую коррелируют со стоимостью конечного продукта. Если компания, например, производит смартфоны, то она должна закупать дорогие компоненты, такие как процессоры или дисплеи.
2
Затраты на производство. Если процесс производства требует большого количества трудовых ресурсов, то это также отражается на стоимости продукции. Например, если компания производит автомобили, то она должна учитывать затраты на производство, такие как зарплата рабочих, стоимость оборудования и т.д.
3
Оплата трудовых ресурсов. Если компания использует работников с высоким уровнем профессионализма,, то стоимость производства будет выше, чем у компании, сотрудники которой не обладают высокой квалификацией. Например, если компания производит лекарства, то у нее будут высокие затраты на научных сотрудников, которые занимаются исследованием и развитием новых фармацевтических препаратов.
4
Маркетинг и реклама. Например, если компания рекламирует новый продукт по телевидению или на информационных площадках, данная величина также будет увеличивать себестоимость при расчёте готовой стоимости товаров и услуг.
5
Конкурентность рынка. Конкуренция также влияет на ценообразование и может привести к снижению цены на товар.
6
Рыночные условия. При ценообразовании компания должна учитывать законы и правила, которые регулируют уровень цен, прописанные в законодательстве соответствующего государства.

Формула себестоимости

Самый простой вариант расчёта себестоимости будет таким: полная себестоимость = сумма производственных трат + расходы на реализацию.
Расчёт полной себестоимости с учётом расширенного списка нюансов может выглядеть так: полная себестоимость = сырьевые издержки + затраты на энергоносители + амортизационные отчисления + заработная плата основного рабочего состава + заработная плата управленческого и вспомогательного рабочего состава + отчисления от заработной платы + расходы на сбыт и продажное обслуживание + транспортные расходы + прочие затраты.

В экономическом плане для определения эффективности предприятия обычно используется формула полной себестоимости, которая состоит из расходов на производство и затрат на реализацию и отражает ожидаемые или реальные затраты. Поскольку в современной экономике наиболее важными являются реализованные товары, необходимо учитывать только себестоимость проданной продукции.


Согласно этому принципу, формула себестоимости продукции принимает следующий вид:

Себестоимость проданной продукции = полная себестоимость - себестоимость оставшейся продукции.

Учет этих параметров, безусловно, является необходимым для определения фактической стоимости продукции и планирования финансовых затрат на производство и реализацию. Регулярный расчет себестоимости продукции совместно с финансовыми аналитиками и бухгалтерами поможет бизнесу избежать ошибочных расчетов и обеспечить стабильность и эффективность коммерческой деятельности предприятия.

Определение стоимости готовой продукции

Для определения стоимости готовой продукции, бизнес может использовать различные методы. Ниже приведены основные из них:

Метод "сверху вниз"
– этот метод основывается на детерминировании общей суммы, которую компания хочет заработать на своей продукции, и делит ее на количество произведенных единиц продукции. Этот метод может быть полезен, если компания имеет ясное понимание, сколько единиц продукции она должна продать, чтобы получить желаемую прибыль.
Метод "снизу вверх"
– этот метод основывается на вычислении общего количества затрат, связанных с производством продукции, и добавлении к ним желаемой прибыли. Этот метод может быть полезен, если компания имеет более сложную структуру затрат, которые не могут быть разделены на единицы продукции.
Метод рыночной оценки
– этот метод основывается на анализе цен на аналогичные продукты, продаваемые на рынке. Он может помочь компании определить, насколько конкурентоспособна ее продукция на рынке и какую цену она должна установить, чтобы оставаться конкурентоспособной.
Метод стоимости производства
– этот метод основывается на вычислении общей стоимости производства продукта, включая материалы, оборудование, трудовые ресурсы и другие затраты, связанные с его производством. Этот метод будет полезен для компаний, которые имеют возможность детально проанализировать свои затраты на производство.

На практике компании могут использовать различные методы для определения стоимости готовой продукции в зависимости от своих уникальных условий и потребностей. Однако, чтобы стоимость была определена правильно, необходимо учитывать факторы, влияющие на стоимость, и анализировать конкурентный рынок.


Например, производящая мебель компания может использовать метод рыночной оценки, чтобы определить цену на свою продукцию, при котором компания проанализирует цены на мебель, продаваемую другими производителями на рынке, и установит конкурентную цену для своей продукции. Кроме того, компания должна учитывать затраты на сырье, материалы, оплату труда и другие расходы, связанные с производством мебели. Это гарантирует доходность продукции компании.

Учёт готовой продукции

Когда предприятие готово продать продукцию, оно может списывать ее с учета по нескольким методам:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых единиц продукции, пришедших на склад по времени (это называется метод ФИФО);

Данные способы учета предусмотрены в пункте 16 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".

Кроме того, следует сказать, что определить стоимость запасов готовых продуктов и остаток готовых продуктов является также ключевым вопросом любого бизнеса, поскольку правильная оценка данных параметров зависит от дальнейшего финансового расчета организации.

Определение стоимости запасов готовой продукции

Первое, что необходимо учитывать при расчете запасов готовых изделий, это стоимость единицы изделия. Для того чтобы определить эту величину, компании следует взять на заметку приведенные выше методики и формулу. При этом для того, чтобы определить точную стоимость запасов готовых изделий, необходимо учитывать не только основные, но и переменные и постоянные затраты, например, налоговые, транспортные, комиссионные и так далее. Прежде всего, компания рассчитывает предполагаемый срок продажи готового продукта, но отметим, что сумма, высчитанная компанией, и цена от поставщика будут различаться.


Далее компания рассчитывает расходы на продажу на единицу готовой продукции, учитывая затраты на производство, позже определяет чистую стоимость продажи общего количества сырья или материала, используемых в производстве. Затем выделяет долю, которую занимает это сырье или материал в готовой продукции, работах или услугах. Таким образом, стоимость продажи сырья или материала будет равняться стоимости продажи всего сырья, использованного в производстве, помноженной на долю данного сырья в готовой продукции.

Определение стоимости остатков готовой продукции

Чтобы определить стоимость остатков готовой продукции, компания проводит инвентаризацию, при этом необходимо учитывать все товары на складе и установить количество. Как и с запасами готовой продукции, в случае остатков следует учитывать себестоимость товара, его рыночную стоимость, величину отрицательной динамики, в случае ее наличия, и количественные потери.


Стоит отметить, что стоимость запасов готовой продукции и остатков готовой продукции является расходной статьей и может быть уменьшена при налогообложении. Однако для этого необходимо соблюдать условия, установленные законодательством.

Заключение

Планирование себестоимости – это процесс, который призван для того, чтобы держать затраты компании под контролем и прогнозировать будущую прибыль, принимать обоснованные решения, касающиеся цен на продукцию и расширения бизнеса, и стремительно и безопасно развиваться.

Посмотрите на своё производство изнутри
Получите 14 дней бесплатного доступа к полному функционалу. Специально для новых клиентов.
Попробовать бесплатно