Себестоимость – это совокупная стоимость производства продукта. Её роль заключается в том, чтобы определить, сколько обойдется производство продукта и что именно влияет на эту стоимость. Вычисление стоимости готовой продукции является приоритетным аспектом бизнеса, отправной точкой продаж, поэтому к определению себестоимости стоит подойти внимательно. Без выяснения собственной стоимости продукции бизнес не сможет установить цену на свои продукты, впоследствии не убедиться в доходности и конкурентоспособности продукции на рынке, а также в будет не способен планировать производственный бюджет.
Существует несколько видов себестоимости:
Стоимость готовой продукции зависит от различных факторов, которые могут варьироваться в зависимости от конкретной ниши и отрасли. Ниже приведены те факторы, которые могут влиять на стоимость готовой продукции:
В экономическом плане для определения эффективности предприятия обычно используется формула полной себестоимости, которая состоит из расходов на производство и затрат на реализацию и отражает ожидаемые или реальные затраты. Поскольку в современной экономике наиболее важными являются реализованные товары, необходимо учитывать только себестоимость проданной продукции.
Согласно этому принципу, формула себестоимости продукции принимает следующий вид:
Себестоимость проданной продукции = полная себестоимость - себестоимость оставшейся продукции.
Учет этих параметров, безусловно, является необходимым для определения фактической стоимости продукции и планирования финансовых затрат на производство и реализацию. Регулярный расчет себестоимости продукции совместно с финансовыми аналитиками и бухгалтерами поможет бизнесу избежать ошибочных расчетов и обеспечить стабильность и эффективность коммерческой деятельности предприятия.
Для определения стоимости готовой продукции, бизнес может использовать различные методы. Ниже приведены основные из них:
На практике компании могут использовать различные методы для определения стоимости готовой продукции в зависимости от своих уникальных условий и потребностей. Однако, чтобы стоимость была определена правильно, необходимо учитывать факторы, влияющие на стоимость, и анализировать конкурентный рынок.
Например, производящая мебель компания может использовать метод рыночной оценки, чтобы определить цену на свою продукцию, при котором компания проанализирует цены на мебель, продаваемую другими производителями на рынке, и установит конкурентную цену для своей продукции. Кроме того, компания должна учитывать затраты на сырье, материалы, оплату труда и другие расходы, связанные с производством мебели. Это гарантирует доходность продукции компании.
Когда предприятие готово продать продукцию, оно может списывать ее с учета по нескольким методам:
Данные способы учета предусмотрены в пункте 16 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".
Кроме того, следует сказать, что определить стоимость запасов готовых продуктов и остаток готовых продуктов является также ключевым вопросом любого бизнеса, поскольку правильная оценка данных параметров зависит от дальнейшего финансового расчета организации.
Первое, что необходимо учитывать при расчете запасов готовых изделий, это стоимость единицы изделия. Для того чтобы определить эту величину, компании следует взять на заметку приведенные выше методики и формулу. При этом для того, чтобы определить точную стоимость запасов готовых изделий, необходимо учитывать не только основные, но и переменные и постоянные затраты, например, налоговые, транспортные, комиссионные и так далее. Прежде всего, компания рассчитывает предполагаемый срок продажи готового продукта, но отметим, что сумма, высчитанная компанией, и цена от поставщика будут различаться.
Далее компания рассчитывает расходы на продажу на единицу готовой продукции, учитывая затраты на производство, позже определяет чистую стоимость продажи общего количества сырья или материала, используемых в производстве. Затем выделяет долю, которую занимает это сырье или материал в готовой продукции, работах или услугах. Таким образом, стоимость продажи сырья или материала будет равняться стоимости продажи всего сырья, использованного в производстве, помноженной на долю данного сырья в готовой продукции.
Чтобы определить стоимость остатков готовой продукции, компания проводит инвентаризацию, при этом необходимо учитывать все товары на складе и установить количество. Как и с запасами готовой продукции, в случае остатков следует учитывать себестоимость товара, его рыночную стоимость, величину отрицательной динамики, в случае ее наличия, и количественные потери.
Стоит отметить, что стоимость запасов готовой продукции и остатков готовой продукции является расходной статьей и может быть уменьшена при налогообложении. Однако для этого необходимо соблюдать условия, установленные законодательством.
Планирование себестоимости – это процесс, который призван для того, чтобы держать затраты компании под контролем и прогнозировать будущую прибыль, принимать обоснованные решения, касающиеся цен на продукцию и расширения бизнеса, и стремительно и безопасно развиваться.