В большинстве случаев производитель узнает о снижении качества своего товара в самый последний момент. По статистике, потребители обращаются к производителю с жалобами только в 5% случаев. В остальных случаях, претензии выдвигаются сервисному центру или продавцу (поставщику), а такие жалобы редко доходят непосредственно к производителю, соответственно последний не знает о проблемах.
Последствия снижение качества продукции – это увеличение расходов. Возможные последствия: послепродажный ремонт, замена дефектного товара на новый, переработка брака, транспортировка, выплаты покупателям и так далее. Помимо этого, конкурентоспособность производителя падает, покупателя уходят к конкурентам, у которых не нужно ремонтировать товар или выбрасывать его.
Что приводит к снижению качества продукции – прежде всего, качественные потери. Возникают из-за воздействия факторов физического, биологического (химического) характера. Например, это может быть несоблюдение условий хранения или транспортировки, сбои на стадии производства или возникающие в процессе реализации.
Количественные утраты встречаются реже. Это снижение показателей по длине, массе, объему. Возникают по естественным причинам в процессе хранения, транспортировки, продажи.
Обе убыли взаимосвязаны между собой и отнесены к категории первостепенных. Материальные траты уже являются следствием двух предыдущих.
Чтобы не потерять бизнес, после анализа степени снижения качества необходимо внедрить комплексное решение по управлению качеством. Не лишним будет изучение опыта ведущих мировых производителей.
Пример достойный подражания – «японские стандарты качества». В Японии работает тотальная система контроля. Это не только контроль на уровне производственного процесса, но и на уровне рынка сбыта, послепродажного обслуживания. На постоянной основе проводится анализ рыночной конъюнктуры рынка, предъявляются высокие требования к профессионализму сотрудников предприятия.