На рынке обычно имеется несколько производителей подобных услуг или продукции. Их товар отличается качеством и ценой. Последняя существенно влияет на выбор покупателя. Она более красноречива, чем качество, которое иногда может оценить только специалист. К тому же качество обычно определяют несколькими разнородными параметрами.
Известно, что производитель и покупатель воспринимает по-разному это соотношение цены и качества продукта.
Для покупателя основной задачей остается минимизация собственных расходов, конечно, не в ущерб своих интересов в удовлетворении требований. На бытовом уровне эта задача решается наблюдением за применением товара на практике.
Если это более технологичная продукция, то приходится использовать математическое моделирование процесса применения товара и его альтернатив.
В процессе сопоставления технических и экономических показателей продукции конкурирующих фирм, может возникнуть методологическая проблему, но ее можно решить, в частности, используя алгоритм альтернативного распределения.
Производитель преследует цель – минимизировать свои расходы, но при этом получить максимальный доход. Доход определяет конкурентоспособность того или иного товара. В то же время совокупный доход может обеспечить вложение средств в качество производимого продукта на всех этапах:
Поэтому оптимизация соотношения цены и качества должна рассматриваться и решаться на первом этапе производства, чтобы не возникло неразрешимых проблем в период реализации товара. Влияние качества продукции на цену должно быть очевидным не только для производителя, но и для покупателя.
Только оптимальное сочетание качества и цены способствует объединению интересов производителя и потребителя. Высококачественная продукция с большими вложениями в техпроцесс будет конкурентоспособной, в том случае, если повышение ее цены станет гарантом получения выгоды покупателем.
Таким образом, соотношение «цена-качество» - основная оценка в применении товара на практике для потребителя, и показатель конкурентоспособности товара и обоснованности затрат для производителя.