В первую очередь, необходимо ответить на закономерный вопрос: что такое себестоимость? Ответ таков: это количество ресурсов, потраченных на закупку сырья, на процесс создания товара и на доведение его до целевой аудитории. Учет и калькуляция себестоимости продукции необходимы, поскольку это помогает предсказать будущие расходы, сориентировать по цене (чтобы производитель не ушел в убыток, и все окупились), просчитать потенциальную прибыль предприятия и выяснить, насколько рационально расходуется сырье.
Важно отметить, что издержки делятся на два типа – прямые и косвенные. Прямые включают в себя все то, что будет в первую очередь расходоваться при производстве (сырье, заработная плата сотрудников), а косвенные не несут в себе необходимость для создания того или иного товара, однако они также важны для осуществления отдельного этапа производства (например, вода или электричество). Имеет смысл обратить внимание, что разделение расходов на прямые и косвенные зависит непосредственно от процесса производства.
Прежде чем выбрать метод калькуляция, по которому в последствии будут вычисляться все издержки, необходимо разобраться с существующими видами себестоимости продукции.
Существует ряд различных способов, чтобы калькулировать издержки на создание продукта, но чаще всего при вычислении используются четыре основных метода. Что это за методы? Об этом поговорим дальше.
Нормативный метод
Помимо старых, классических методов расчета себестоимость продукции существует ряд высокоразвитых специальных программ, которые существенно облегчают жизнь. Одним из таких проектов является 1С, который не только подсчитывает расход, но также и подчеркивает разницу между полученной выручкой, посредством проданных единиц товара, и потраченных денег на материалы для из изготовления.
Однако отдельно необходимо обратить ваше внимание на программу 1С:ERP. Упомянутая разработка может решать большее количество задач по сравнению с 1С, которая несмотря на все свои возможности, все же является по большей мере бухгалтерской программой. Она ведет учет затрат у разных направлений деятельности по изготовлению товаров и у подразделений, которые являются главными «провокаторами» расходов, которые также имеют свою разделение на номенклатурные и постатейные.
Номенклатурными затратами чаще всего являются прямые расходы (однако бывают и исключения), как правило, это денежные затраты, измеряемые в количественной и суммовой категориях. В то время как постатейные затраты включают в себя прочие нематериальные расходы, которые могут относиться как к прямым, так и к косвенным затратам.
Стоит быть внимательными, что настройка расчета в зависимости от вида отличается. Таким образом, чтобы распределить номенклатурные затраты, их необходимо отнести на производство, где указываются нормативы распределения бюджета и варианты разделения средств на каждую отдельную единицу изделия. В то же время постатейные расходы требуют более масштабной настройки программы, где необходимо указать статьи расходов и ряд дополнительно запрашиваемой информации.
Одной из главных задач, стоящих перед руководящим составом, - это организовать процесс калькуляция себестоимости продукции. Если этого не сделать, то компания не сможет наглядно отслеживать свои прибыль и свои убытки «в моменте». Скорее всего, в таком случае, руководство поймет, что фирма ушла в долги и совершенно не окупает потраченные деньги, когда будет что-то исправлять. Такая компания обречена на банкротство. Калькуляция себестоимость позволяет отслеживать полученную прибыль по отношению к потраченной сумме, помогает проанализировать расходы, выявить их целесообразность, и в дальнейшем по возможности их снизить и избежать дополнительной ненужной траты денег. Поэтому не преувеличивая, можно сказать, что подсчет всех издержек при производстве основополагающий фактор успеха компании. Более того, без отслеживания своих трат ни одно производство просто-напросто не смогло бы существовать.