Во время проведения анализа себестоимости изделия важное и практическое значение имеет показатель, именуемый затратами на 1 рубль каждого вида товарной продукции.
Под термином «товарная продукция» принято понимать те изделия, что были выпущены за определенный временной промежуток и полностью готовы к дальнейшей реализации. Иными словами это готовый товар.
В данном случае этот показатель будет рассчитываться в виде отношения общей стоимости производственных затрат и трат на продажу изделий к цене изготовленной продукции в актуальных (действующих) на конкретный момент времени ценах.
При этом на каждом из упомянутых выше этапов выполняются действия, помогающие детально изучить общие показатели. Также с помощью этого можно выявить причины или факторы, которые оказали прямое влияние на их значение.
Обычно в план работ по аналитике затраченного на каждый рубль товара принято включать:
Интерпретировать значение каждого показателя происходит так:
Очевидно, что общей формулы для расчета здесь будет не достаточно, если требуется получить ответ, какие конкретно производственные траты (и в каких масштабах) смогли повлиять на целостный результат издержкоемкости. Поэтому для проведения более точного и детального анализа в данном вопросе, кроме вышеупомянутой формулы, принято также применять модифицированную. Она поможет осуществить расчеты по каждому отдельно взятому виду товаров в анализах по категориям трат. Выглядит формула следующим образом:
Применение подобной формулы позволит экономистам выявить и определить главные причины, повлиявшие на изменение затрат на изготовление и реализацию разных видов товаров (берется пересчет на каждый рубль изделий). В частности здесь можно выяснить:
После того, как завершен общий анализ, экономистам предстоит провести факторный анализ. Данная процедура необходима для того, чтобы обнаружить причины, приведшие к изменению себестоимости, а также рентабельности производства исследуемой продукции. Такой подход позволит компании и ее руководству выработать эффективные методы для уменьшения емкости издержек.
Факторный анализ затрат
Важным является также проведение факторного анализа трат на 1 рубль предназначенной для реализации продукции. Обычно он проводится на базе фактической информации о производстве товаров и способа цепной подставки в первую рассмотренную нами формулу по каждой из имеющихся причин, влияющих на затраты.