Оптимизация бизнес-процессов — это набор вещей, которые можно сделать, чтобы бизнес-процесс работал лучше. Что значит делать вещи лучше, что это такое и как это делать читайте в этой статье. Это большое дело, приготовьтесь.
Обратите внимание на упрощение! В статье упоминается оптимизация. С математической точки зрения, это поиск экстремума функции при заданных ограничениях. Вам необходимо найти идеальный граф (схему), по которому будет проходить процесс, чтобы оптимизировать его. К сожалению, количество всех возможных графов не определено, поэтому оптимизация (в математическом смысле) процессов невозможна. Поэтому в данной работе под оптимизацией понимается просто улучшение.
Оптимизация бизнес-процессов требует именно этого — процессов. Процесс — это последовательность действий, направленных на достижение ценности для потребителя процесса.
Например, вы заказываете диван через интернет с доставкой. Диван в вашем доме — это ваша цель. А у интернет-магазина есть бизнес-процесс, который в конечном итоге должен доставить диван вам.
Что можно оптимизировать
Оптимизация бизнес-процессов требует понимания того, что вам не нравится. Вам нужна цель, выраженная в цифрах (вот где пригодится историческая информация). Иногда целью может быть один предмет, но часто они комбинируются. Например: менеджеру требуется много времени, чтобы перебить запрос с почты на 1С, за что мы также платим ему зарплату.
Оптимизация бизнес-процессов — главный секрет
Если менеджер долго перебивает заявку в 1С и мы платим ему за это деньги, кажется логичным заменить эту задачу автоматизацией. Но автоматизация также стоит денег, усилий и времени. Почти каждое действие, которое мы можем предложить как автоматизацию, имеет положительные и отрицательные последствия.
Оптимизация бизнес-процессов — это игра без нулевой суммы: это означает, что вы можете предпринять действия, которые улучшают что-то больше, чем портят.
Убедитесь, что ваши действия имеют характеристику А, которая измеряется в «полезности». Она состоит из пользы минус вред.
A= польза-вред.
В то же время у вас много этих "А":
A1=Выгода1Вред1.
А сами "польза" и "вред" находятся в некотором отношении друг к другу.
Выгода=Выгода*4/Выгода1*Вред2.
Ваша задача при оптимизации бизнес-процессов - найти такие взаимосвязи и выбрать наилучшую А при граничных условиях и целях оптимизации.
Граничными условиями являются, например, деньги. Вы можете заполнить все неэффективные процессы деньгами, назначив каждому клиенту персонального менеджера с дипломом MBA. Только клиенты не будут платить за это деньги, если им это не нужно.
Именно поэтому оптимизация бизнес-процессов требуется практически везде.
Как внедрять оптимизацию бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов — сложная задача: невозможно сесть и сразу разобраться во всех звеньях компании и придумать идеальный процесс — слишком много звеньев. И если вы сядете и действительно начнете все понимать, то информация, которую вы получили в начале обучения, потеряет свою актуальность. Поэтому не обязательно пытаться искать связи аналитически, можно делать это и эмпирически.
Чтобы понять, работают ли наши действия и какие связи существуют, мы можем проводить эксперименты: ставим небольшую оптимизационную цель, понимаем в цифрах ее ценность сейчас и понимаем, какой ценности мы хотим достичь. А затем запустить наш эксперимент и посмотреть, что мы получим.
Например, мы хотим уменьшить скорость обработки запроса на кушетку. В настоящее время он составляет 96 часов. В качестве меры мы решили заранее подготовить каркас наиболее популярных моделей. В результате мы сократили время обработки заявки до 78 часов. Хорошо это или нет? Казалось бы, да, но наши запасы сборных изделий будут расти - а это замороженные деньги.
Поэтому, когда мы проводим даже небольшие эксперименты, нам необходимо следить за всеми показателями процесса (время, затраты, процессы постановки в очередь и т. д.). В США есть центр, который разработал метрики для всех типичных процессов, вы можете использовать их в качестве справочника.
Это центр производительности и качества процессов в США, они разрабатывают метрики для основных процессов. Перевод можно посмотреть по ссылке.
Здравый смысл и оптимизация бизнес-процессов
Полагаться на логику и здравый смысл при оптимизации бизнес-процессов опасно. Многое на эту тему было сказано в книге Голдратта «Цель».
Допустим, некоторые детали нужно обработать на станке. На адаптацию станка к этой детали перед ее обработкой уходит час. А для других деталей требуется час, чтобы настроить станок по-другому. Конечно, имеет смысл группировать детали по штабелям: один раз установить машину в первый штабель и обработать весь первый штабель; затем во второй штабель и обработать весь второй штабель; и так далее. Но ходить туда-сюда и обрабатывать разные детали одну за другой неэффективно, поскольку много времени уходит на перенастройку, во время которой станок простаивает. Не согласны?
Ну, вот и все! Мы даже не можем судить о том, что эффективнее, глядя на одну машину, потому что это одна из сотен станций на сборочной линии! Возможно, потому что мы экономим деньги на перенастройке этой машины, у нас есть второй штабель, который лежит и ждет своей очереди на обработку, в то время как остальная часть завода просто стоит и ждет этот второй штабель. И, по сути, своей "оптимизацией" мы сделали эту машину узким местом, хотя она могла бы, даже с учетом времени, необходимого на перенастройку, своевременно доставлять «источники» на следующие этапы производства.
Поэтому необходимо держать «общую картину» происходящего в голове или на диаграммах.
Где найти еще идеи для оптимизации бизнес-процессов
Многие идеи и принципы изобретательской оптимизации могут быть взяты из теории изобретательского решения проблем. Философский компонент оптимизации процессов можно найти в диалектике. Математическую составляющую можно найти в оптимизационных задачах, теории графов, сетях Петри.