Под понятием бережливого производства принято понимать методы и способы ведения работы компании, которые направлены на то, чтобы оптимизировать все необходимые процессы. Также это способствует уменьшению трат, снижает объемы отходов и, в итоге, уменьшает время на производство товаров.
У данной системы есть второе название — лин-производство, Lean manufacturing, lean производство или lean технологии. В этом случае под словом Lean понимается производство без потерь или излишков. А это то, чего стремятся достичь все компании. Кроме того, этот подход дает возможность каждому сотруднику увидеть «слабые звенья» своей работы. Все это позволяет привести к тому, что ценность производимой продукции будет расти.
Тем самым можно сказать, что бережливое производство позволяет повысить ценность товара и одновременно снизить время на его производство. Более детально о данной концепции расскажем далее.
Итак, как мы уже выяснили ранее, бережливое производство представляет собой определенную концепцию управления предприятием. Основателем концепции бережливого производства считается японец Тайити Оно — он начинал работать в компании «Тойота» и, считается, что благодаря своим идеям, именно он привнес в организацию лучший мировой опыт ведения деятельности.
Согласно данной системе, здесь важно постоянно искать любые возможности устранения потерь. Причем как на самом производстве, так и в офисных подразделениях.
Точкой отсчета в этой концепции считается момент, когда организация определяет ценность товара на каждом этапе изготовления.
Основной целью является обеспечение непрерывного устранения любых возможных потерь, то есть, важно убрать все действия и\или операции, которые приводят к затратам, но не работают «в плюс» самой компании.
Обычно выделяют следующие типы затрат:
Таким образом деятельность компании и все производственные работы делят на процессы и операции. Они, в свою очередь, подразделяются на такие категории:
Избавиться от перечисленных выше факторов можно следующим образом:
Главный принцип введения в работу бережливого производства — регулярно улучшать процесс работы и тем самым устранять возможные потери.
Потери, как мы уже смогли понять, это все продукты, виды деятельности и прочие манипуляции, которые не несут ценности ни для компании, ни для потребителя. Сюда можно отнести: расточительство при использовании ресурсов, избытки товаров или запасов на складах и прочее.
Если же убрать любые факторы, которые приводят к неэффективности, то это позволит понизить траты на изготовление товара, а также обеспечит экономию как в самом производстве, так и в процессе доставки.
Таким образом можно сказать, что философия лин технологии сводится к нескольким правилам:
Именно в этом и состоят ключевые особенности бережливого производства.
Важно помнить, что на практике обеспечить принципы бережливого производства — мероприятие достаточно серьезное и требующее немалых усилий. При этом сами принципы достаточно легкие. Их пять. Сформулировать их можно таким образом:
В связи с этим можно сказать, что не стоит останавливаться на достигнутом. Даже если в компании все идет хорошо, необходимо регулярно совершенствовать ее работу. Поэтому так важно доносить до сотрудников необходимость включения в этот процесс.
Возможно ли устранить потери совсем или хотя бы минимизировать их как можно больше: безусловно! Для этого нужно идти к целям, лежащим в основе бережливого производства. Они состоят в следующем:
1) Изготавливать товара столько, сколько требуется заказчику или покупателям.
2) Стремиться к нулевому проценту брата товара и улучшать его качество постоянно.
3) Сделать доставку быстрой и безопасной.
4) Уменьшить по максимуму складские площади.
5) Применять современные технологии, чтобы экономит все возможные ресурсы.
6) Раскрывать таланты и творческий потенциал каждого рабочего, вовлекая его тем самым в процесс создания ценности товара.
Как видим, основная цель здесь все та же — избавляться от всех потерь, какие только возможны, чтобы увеличить ценность и не увеличивать затраты ресурсов.
Не все сотрудники могут принять переход «на новые рельсы».
Добиться стандартизации не всегда легко.
Но очень важно знать, что все упомянутые выше недостатки по большей части вызваны неграмотным управлением и ошибками в руководстве на начальном этапе внедрения.