Чтобы все прошло без нарушений, в работе необходимо использовать только определенные формы документации:
Срок проведения
Как минимум инвентаризацию нужно проводить хотя бы раз в год. Делается это перед сдачей годовой отчетности. Согласно правилам бухгалтерского учета, сроки осуществления регулярных проверок на складах установлены в рамках с 1 октября по 31 декабря. Для внеплановых проверок действуют следующие правила. Ее проводят в том случае, если:
Нарушать сроки проведения плановых проверок нельзя — это приведет к путанице и дальнейшим ошибкам в работе и отчетах. Что грозит главному бухгалтеру и главе фирмы штрафами — это прописано в статье 15.11 КоАП РФ. Поэтому так важно строго соблюдать все нормативы и правила для данного процесса.
В число комиссии входят:
Если есть возможность, лучше на время проведения сверки склад закрыть совсем, чтобы не было недопонимания и лишних вопросов. Однако бывают случаи, что во время инвентаризации нужно срочно отгрузить товар со склада или принять его. В этом случае все проходит как обычно и осуществляется заведующим складами с присутствии всей проверяющей комиссии. Полученные о приемке или отпуске ТМЦ данные записывают в другие описи — для них необходимо использовать форму ИНВ 3 и бланк ИНВ 4.
Важно помнить, что инвентаризируют не только тот товар, что имеется, также проверке подвергаются изделия:
Стоит понимать, что если товары находятся вне склада, в такие описи данные о продукции вносят по сумме на счете бухгалтерского учета, а не по по количеству единиц продукции.
По каждой отдельной категории изделий данные заносят в разные описи. Помимо этого, в документации важно указать тару для хранения — ее вид, предназначение, характеристики (новая или бывшая в употреблении, требуется ремонт и прочее). Порченная или нуждающаяся в ремонте тара списывается, рядом ставится причина, по которой предметы списаны.
В случае выявления недостатка или при наличии пересорта одного или нескольких видов продукции, данные заносят также в описи. Затем в ходе проверки вычисляется цена такого товара, указываются причины возникновения пересортицы.
Результаты и их оформление
Основной документ для инвентаризации — опись по бланку ИНВ 3. она содержит данные о продукции, которую держат на складах. Кроме того допускается составление описи тех изделий, что не хранятся на складе, но стоят там на учете. Любой вид описи должен быть в двух экземплярах. Они заверяются подписями заведующего складом и каждого проверочной сотрудника комиссии.
После этого происходит сверка. Ее итогом станет сличительная ведомость по учету данных, оформленная по бланку ИНВ 19. В этом документе будут показаны цифры и несовпадения результатов самой проверки и данных бухгалтерского учета.
По окончании инвентаризации выдается ведомость учета результатов. Она создается по форме ИНВ 26. Также выписывается заключение. Если обнаружена недостача, сразу необходимо создать новый файл, куда будут заносить информацию (вес, тип, наименование и так далее) о недостающих товарах. Если недостача находится в пределах нормы товарооборота (естественная убыль ТМЦ), ее можно списать. Но в случае масштабных издержек нужно назначить и провести расследование, чтобы найти виновного.