Факторы производства

Идея любого бизнес-проекта заключается в получении прибыли от производства и реализации конечного продукта, представляющего собой либо товары, либо услуги.
Чтобы реализовать эту идею надо задействовать комплекс средств, т. е. использовать факторы производства.

Производство. Факторы производства

Производство представляет собой процесс создания экономических благ, удовлетворяющих существующие потребности людей. В этом процессе используются первичные факторы производства, такие как труд и капитал, и промежуточные — сырье, материалы и т. д.


Факторы производства — экономические ресурсы, обеспечивающие эффективный производственный процесс и продвижение продукта. Они включают в себя основные факторы производства — землю, труд и капитал. А также дополнительные факторы - информацию и предпринимательскую активность.


Конечно, все эти факторы являются определяющими, но не все они должны обязательно присутствовать в каждом бизнесе. К примеру, большая часть бизнес-проектов не связана с землей. Если взять бизнес, связанный с интернет-ресурсами, то здесь оказывать услуги может фирма, у которой вообще нет собственного помещения, не то что земли. А все услуги оказывают сотрудники, работающие онлайн удаленно.

Факторы размещения производства

Для повышения эффективности производства и получения максимальной прибыли при размещении производственных площадей необходимо учитывать не только близость к необходимым природным ресурсам, но и к недорогой рабочей силе и зонам активного потребления продукции.
Рациональное размещение предприятия предполагает наличие следующих ресурсов:
  • трудовых;
  • энергетических;
  • природных;
  • водных;
  • транспортных;
  • по охране окружающей среды;
  • потребительских и т. д.
С развитием новых технологий и условий доставки грузов, а также некоторых других факторов, которые меняются со временем, факторы размещения производства также могут меняться.

Основные факторы производства

На сегодняшний день принято говорить о пяти основных факторах производства, которые являются неотъемлемой частью любого эффективного бизнеса.

Земля, как фактор производства, может быть не только земельным участком, где выращивают овощи или фрукты или на котором стоят мастерские или завод. Земля – это еще и природные ресурсы, которые используют для производства товаров потребления.


К примеру, залежи глины, угля или месторождение соли. Вода – тоже ограниченный ресурс, ценность которого постоянно растет. Стоит отметить, что кроме фауны на участке может присутствовать флора, но она уже будет относиться к такому фактору производства как капитал.

К примеру, в фермерском хозяйстве есть коровник. Он стоит на земле, взятой в аренду или выкупленной. Этот земельный участок, на котором стоит ферма и где пасется скотина, будет относится к фактору «земля», а сам коровник с его обитателями в документации отнесут к фактору «капитал».


Интересно, что в некоторых случаях сама земля становится продуктом, и тогда она лишается возможности относиться к фактору «земля». Такой процесс можно наблюдать на примере риелторских агентств, которые занимаются перепродажей земельных участков под дачи или другое строительство. Здесь земля из фактора производства превращается в товар.

Труд. Под категорией «труд» понимают рабочую силу, которая создает конечный продукт – товар или услугу. Труд сотрудников предприятия или компании может быть физическим и умственным. К тому же, к такому созидательному труду будут причастны не только штатные сотрудники, но и лица, работающие по договору. В этом случае важно, что их труд прямо или косвенно способствует созданию ценностей или извлечению финансовой выгоды.


То есть, это может быть не только труд рабочего у станка, но и деятельность менеджера, который занимается реализацией готовой продукции, бухгалтера, который производит расчеты, и даже уборщицы, которая создает комфортные условия для их работы.

Труд измеряется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность представляет собой объем трудовой нагрузки в единицу времени. Это напряженность труда и его тяжесть. Производительность – это объем произведенной продукции за то же время.

Капитал. В эту категорию относят не только финансовый капитал в виде денег, ценных бумаг и других ценных активов. К капиталу относят все движимое и недвижимое имущество, которое создано руками человека. Это здания, оборудование, готовые инженерные коммуникации, компьютеры и компьютерные сети, вся канцелярия в офисах и т. д.


К капиталу относят семенной фонд на сельхозпредприятиях и животных, которые задействованы в производственном процессе.
Есть еще один вариант, когда категория «земля» меняется на категорию «капитал». Если для добывающего предприятия природные ресурсы, к примеру, нефть, входит в разряд «земля», то для предприятия, закупившего у поставщика определённый объем нефти, она становиться «капиталом». Такая трансформация характерна для перерабатывающих предприятий.

Капитал, как производственный фактор, относится к двум основным группам:

  • Оборотным активам;
  • Необоротным активам.

К оборотным активам относятся ресурсы и материалы, расход которых рассчитан на один производственный цикл. То есть это тот материал, из которого производится продукция.

К примеру, в цеху для производства мебели используют заготовки из разных пород деревьев, обивочные ткани, фурнитуру. К тому же в производственном процессе используют электроэнергию и воду – все это является оборотным активом.


А вот к необоротным активам принято относить собственность, которая служит больше года. Это здания, производственное оборудование, автомобильный транспорт, животные на сельхозпредприятиях, собственные лицензии и патенты, дебиторская задолженность, погашать которую не придется как минимум год.

Предпринимательская активность

Чтобы все вышеперечисленные факторы заработали, необходимо, чтобы у руководства бизнесом присутствовала предпринимательская активность. То есть оно должны обладать талантом предпринимателя.
Конечно, он может проявится только в процессе бизнес-деятельности. Так просто его не предугадать и не спрогнозировать. Но без таланта видения бизнеса, ничего не удастся заработать. Таким талантом может обладать нанятый собственником управляющий. Он вполне спасет положение, если у собственника не достает нужной сноровки и определенных качеств.

Этот фактор производства поможет:
  • Организовать производство, создать единую производственную структуру и сориентировать сотрудников на достижение цели;
  • Составлять планы по развитию производства;
  • Быстро оценивать риски и своевременно принимать решения даже в критических ситуациях;
  • Разрешать споры и конфликты.
Информация. Этот производственный фактор вошел в разряд необходимых только в последнее время, когда стали бурно развиваться информационные технологии. Сегодня владение информацией стала залогом успешного бизнеса.
Даже сама информация становится предметом торговли и приносит предприимчивым людям хорошие дивиденды. Эта деятельность превращается в бизнес, которому не требуются другие производственные факторы, кроме предпринимательской активности.
Информация, не являясь вещественным активом, тем ни менее способна приносить прибыль десятилетиями. Это касается создания интеллектуальной ценности, которая будет востребована на протяжении длительного времени. К тому же такой актив легко тиражировать и создавать бесконечное количество копий.

Характеристики факторов производства

Факторы производства имеют свои особенности.

  • В них надо вкладывать средства, чтобы получать большую отдачу.
  • Они могут быть взаимозаменяемыми.

К примеру, автоматизация производства уменьшит процент ручного труда, увеличив его производительность и снизив затраты на производство.

Штат сотрудников в управленческой сфере реально сократить за счет внедрения передовых информационных технологий в систему управления.


  • Факторы производства имеют свойство приносить доход, вне производственного процесса.
  • Факторы производства являются не только неотъемлемой составляющей любого бизнеса, но и сами по себе могут приносить факторные доходы.
1
Доход от земли
Рента – оплата аренды земельного участка и природных ресурсов, которые добывают на этом участке. В этом случае доход получает владелец земельного участка.
2
Доход от капитала
Обычно это проценты от заемных средств или сдачи имущества (необоротных активов) в наем.
3
Доход от труда
Заработная плата – материальное вознаграждение за труд сотрудников предприятия. Здесь доход получают нанятые работники, продающие свои знания, умения, навыки.
4
Доход от информации
Передача интеллектуальной собственности бизнесу приносит реальный доход в виде лицензионных и патентных отчислений. Может оформляться как роялти — вознаграждение за использование авторских прав.
5
Доход от предпринимательской активности
Доходом от предпринимательской деятельности становится прибыль – то, ради чего, собственно, и задумывалось создание предприятия или проекта.
Прибыль — это разница между выручкой, которую получил предприниматель, реализовав свою продукцию, и расходами по производству, а также уплате налогов государству.

Рассмотрев факторы производства примеры и изучив их взаимодействие, можно эффективно вести как собственный бизнес, так и разбираться в экономике государства в целом. Эти знания помогут минимизировать затраты в производство, увеличить его эффективность и прибыльность.

Посмотрите на своё производство изнутри
Получите 14 дней бесплатного доступа к полному функционалу. Специально для новых клиентов.
Попробовать бесплатно