Что такое артикул товара

Артикул – это условное обозначение, которое отличает один товар от другого. Наносится в виде буквенно-цифрового обозначения. В нем зашифрована информация об основных характеристиках, производителе и стране происхождения.

Значение для продавца и покупателя

Для потребителя наличие артикула на товаре является лишь знаком, что он учтен и не несет никакой практической информации. Покупатель может узнать цену товара на сканере в магазине и уточнить детали у оператора интернет-площадки.

Для продавца это идентификатор. Это не только зашифрованное описание продукции. Благодаря артикулу ведется учет. Он помогает правильно сформировать сопроводительные документы: транспортные и расходные накладные.

Классификация

Три разновидности артикула, которые используются в торговле: SKU, EAN, UPC. Последние два предназначены для обращения товара на международном рынке. Имеют класс GTIN, что по международной классификации является международным номером.

SKU может содержать буквы, помимо цифр. И несет развернутую информацию о продукции.

SKU

Расшифровываться как Stock Keeping Unit. Присваивается продавцом и часто имеет зашифрованные характеристики, указывающие на отменные от других товаров качества, например:

  • модель;
  • материал;
  • цвет;
  • упаковочный материал;
  • размер;
  • условия гарантии.

Как правило, используется внутри предприятия. Никаких регламентирующих документов относительно шифрования по типу SKU, все отдается на откуп продавца. На практике, это код из букв и цифр в количестве 8-12 единиц, в крайнем случае - 32.

Создать артикул можно собственными руками или при помощи программного обеспечения. SKU вместе с другими данными печатается на этикетке.

Осуществлять поиск в интернете или в другом магазине по SKU коду бесполезно. Он не является унифицированным

EAN
Расшифровывается как European Article Number или европейский номер. Код предназначен для товаров, которые поступят на рынок Европы. Должен содержать 13 цифр.
Цифры в EAN и UPC кодах несут много информации, по ним можно определить размеры, поставщика и так далее. Эти коды на один товар не могут совпадать.

UPC
Аналогично с EAN, предназначен для выхода на международный рынок, в частности для работы в США. Он уже позволяет взаимодействовать с раскрученными платформами: Ebay, Amazon.

Расшифровывается как Universal Product Code или универсальный код. Должен содержать 12 цифр. Его присваивают только 1 раз, и даже переходя из рук одного продавца к другому, не подлежит смене.

Зачем нужен SKU

Многие продавцы не понимают, зачем создавать SKU код, если с ним нельзя выйти на рынок других стран. На самом деле, без него обойтись невозможно, как без сайта. Если поставщик захочет разместить свое предложение на маркетплейсе, то без SKU не пустят.

Шифрование товара требуется, если его много и он мелкий, с разными характеристиками. Если каждый товар будет иметь идентификатор его проще расположить по торговому залу и потом, благодаря кодировке найти товар, как продавцам, так и покупателям.

Уникальный код позволяет отследить заказ, проверить наличие товара и актуальную цену. Проще говоря, SKU позволяет оптимизировать работу по обслуживанию клиентов. Простой пример, если потребитель нашел нужную продукцию, но возникли вопросы по техническим характеристикам, то он может записать код. Потом перезвонить в службу поддержки онлайн-магазина и уточнить информацию.

Артикул товара устраняет человеческий фактор на складе. Информация о складских запасах будет хранится в единой базе, с четкой идентификацией. Если кода не будет, то на поиск одной позиции будет уходить много времени, которое можно потратить на продажи. Кладовщику намного тяжелее сделать ошибку в накладной, проще отследить остатки.

Как создать уникальный SKU код

Неважно, будете ли вы в дальнейшем использовать POS-систему или все делать вручную, создание уникальной идентификации продукции проводится в 3 этапа.

Первый этап. Вначале надо определиться с форматом, то есть это будут только цифры, или будут также буквы. Далее следует выбрать, какая информация будет содержаться SKU артикуле товара – модель, производитель, страна, бренд. Здесь нет никаких правил, главное, чтобы владелец бизнеса и персонал четко понимали, какая информация зашифрована. Пример из практики:

1
Уровень первый отображает информацию об отделе, где реализуется товар или дает информацию о поставщике;

2
Уровень второй описывает характеристики, дающие возможность различать между собой схожий товар, например, по цвету и размеру, можно включать идентификацию конкретной торговой точки (если много магазинов);
3
Уровень третий обычно используется для подсчета количества определенного типа товара, что позволяет быстро подсчитать количество остатков или даже отследить срок годности.

В каждый уровень рекомендуется закладывать по 2-3 цифры и/или буквы, то есть всего код представляет собой набор из 6-9 знаков. Более длинная зашифровка рекомендована для магазинов с очень большим ассортиментом. Тогда логично включать в SKU категорию товара или привязываться к номеру поставщика.
Обязательно создайте справочник, чтобы не забыть, что под какой цифрой или буквой зашифровано.
Второй этап. Проверьте уникальность всех кодов. Даже если ручки схожи по своим характеристикам, но получены от разных поставщиков, у них должны быть разные коды. Если появились сложности, то придется добавлять дополнительные идентификаторы.
Третий этап. Создание номенклатуры. Ее можно сделать в специальной программе или в Excel, как кому удобно. Рекомендуемые обязательные столбцы:
  • наименование;
  • категория;
  • цена;
  • SKU.
Использование таблицы Excel рационально, если торговая точка одна или бизнес только открылся. В дальнейшем, по мере расширения лучше перейти на POS-систему. Она позволит избежать ошибки, которые неминуемо будут, так как таблицу будет вести человек.


POS-системы имеют множество преимуществ, от интеграции в бухдокументами до формирования штрих-кодов. Самая распространенная платформа – 1С. Практически каждый продавец знает, как искать товар по артикулу в этой программе.

Что такое штрих-код

Барокоды есть на любом товаре. Они графически представляют информацию, которая зашифрована в артикулах. Штрих-код можно создать для любого артикула. На практике, они создаются на базе UPC или EAN.

Если артикулы используются только внутри предприятия, то огромного значения штрих-код не имеет, он может быть любым. Но, если приходится взаимодействовать с контрагентами, которые используют POS-систему, то лучше сделать его на базе UPC или EAN. Ваши партнеры смогут их использовать и у себя, что упростить работу складов обоих предприятий.

Где взять международные артикулы

Правильный способ – обратится в агентство стандартизации. В интернете также множество посредников, но цена у них будет немного выше. Есть специальный сайт https://upcgo.com/ru/, где можно приобрести UPC или EAN, который будет закреплен за вашим товаром на всю жизнь. На некоторых международных маркетплейсах есть собственные сервисы. Например, на Amazon есть собственный агрегатор. Но, он обладает неприятным минусом – потребитель, посмотревший товар, будет постоянно предлагать аналогичный от других продавцов.

Советы по созданию артикулов SKU

Не используйте кириллицу если планируете выход на рынок за пределами страны.
Откажитесь от «0» впереди кода. Могут возникнуть проблемы при поиске по артикулу в таблице Excel. При любом форматировании, вероятность исчезновения «0» равна 100%. Если по-другому не представляете шифр, то следующей должна быть буква.
Старайтесь не использовать цифры, в буквенно-цифровом коде, которые можно спутать с буквой. Например, «0» и «О» очень похожие, но несут совершенно разную информацию.
Не забудьте собрать все коды в единую базу. При создании таблицы, учитывайте, что постоянно придется в ней что-то добавлять и удалять. Создайте справочник, где будет указано значение каждого кода

Откажитесь от специальных символов, для разделения лучше использовать тире. Пробелы также могут стать проблемой при считывании POS-терминалом, как и слеш.
Артикул цветов товара лучше создавать из букв. Например, шифр зеленого цвета может быть: 3 или GR. Естественно, что второй вариант быстрее и проще запомнить.
Не рекомендуется создавать собственную классификацию на базе той, которая у поставщика или производителя. Рано или поздно, при появлении новых контрагентов, вы запутаетесь. Свести такую базу данных будет проблематично. Аналогичная ситуация с UPC и EAN. Эти коды для продавца не несут никакой практической информации, поэтому учет внутри предприятия будет сложным.

Помните, чем больше букв и цифр в SKU, тем проще запутаться. Подбирайте и кодируйте только ту информацию, которая имеет значение. Если речь идет о продуктах питания, то в код лучше не забивать срок годности или дату производства. Лучше эту информацию выводить в отдельный столбец в таблице.
Если не удается вручную создать классификацию, всегда можно воспользоваться специальными генераторами, например, https://www.zoho.com/inventory/sku-generator/. Он бесплатный, а результат можно сразу же увидеть воочию.

Выводы

Артикул упрощает поиск конкретного товара среди ассортимента. Дает минимальные характеристики о нем. Если изначально продумать и зашифровать коды, то это значительно сократит время на поиск, подсчет остатков и создание аналитики. SKU помогает сделать раскладку в торговом зале, унифицировать для каждого магазина и упростить поиск на сайте.

Посмотрите на своё производство изнутри
Получите 14 дней бесплатного доступа к полному функционалу. Специально для новых клиентов.
Попробовать бесплатно