Бухгалтерский учет склада готовой продукции

Никто не будет спорить о том, что бухучет — дело в бизнесе необходимое и важное. Однако если вы занимаетесь производством продукции, важно вести также учет складов, где хранятся товары. Для чего это делать, что понимается под понятием готовой продукции и как правильно проводить такой учет — расскажем в статье.

Что такое готовый продукт

Для того, чтобы было проще понимать, за пример возьмем материальные товары. И в данном случае под понятием «готовая продукция» принято считать некий полностью готовый к реализации, завершенный, продукт, который компания изготавливает сама. При этом такой товар должен быть изготовлен по всем правилам и требованиям качества и безопасности, иметь упаковку и транспортировочную тару (емкость и прочее) для продажи заказчику или покупателям.

Также стоит отметить, что готовый продукт — это не всегда законченный товар для клиента. Он может быть завершенным только для изготовителя, потому что покупатель в дальнейшем может доработать данную продукцию. Например сюда относятся все полуфабрикаты, мука, крупы, ткани — то есть, все продукты, из которых потом люди могут что-то производить самостоятельно.

Что такое ТРМ и где его применяют

Аббревиатура TPM происходит от английского понятия «total productive maintenance», что является массовым обслуживаем процесса. Мы уже упоминали, что инструменты бережливого производства необходимы для снижения издержек. И чаще всего они возникают от того, что ломается оборудование или возникают неполадки из-за его чрезмерного или неправильного обслуживания.

Главная идея данного инструмента состоит в том, чтобы включить в работу всех сотрудников компании, а не отдельные службы или категории. Это приводит к тому, что все рабочие знакомы с особенностями обслуживания техники и могут самостоятельно оперативно все наладить. И от того, насколько правильно и грамотно руководство смогло донести идею ТРМ, зависит то, насколько позитивно персонал воспримет данную идею и будет ее применять.

Важно помнить, что внедрять инструменты БП стоит по определенной схеме. Внедрение инструментов бережливого производства требует следования заданной схеме. Отличительной особенностью ТРМ является то, что на основе такого метода можно планово и «безболезненно» внедрить данную схему и тем самым изменить действующие ранее системы.

Опираясь на базы расчеты и время производства, весь готовый товар можно поделить на следующие категории:
1
Валовый продукт
— те товары, что компания произвела за определенный временной период, в него включены конечные, завершенные и промежуточные товары;
2
Валовые обороты
— совокупность валовой продукции и производственной работы, касающаяся всех отделов и цехов, за один определенный временной промежуток;
3
Сравнимый товар

— те товары, которые выпускались ранее и выпуск которых продолжается по сей день (у них можно сравнивать технологические, а также экономические данные);

4
Несравнимые изделия

— тот товар, изготовление которого было освоено и запущено в новом временном отрезке.

Важно понимать, что товар может считаться готовым только в том случае, если он прошел процедуру приема и учета на складах готовой продукции компании.

Оформление движения продукта

Необходимо отметить, что любые передвижения товара внутри компании необходимо отражать в «первичке» — то есть, в первичных документах. В этом случае допускается использование бланков и форм, изготовленных своими руками. Либо можно применять унифицированные бланки, которые прошли процедуру утверждения Постановлениями Госкомстата РФ.

Но какими бы формами первичных документов вы ни пользовались, любую из них нужно отражать в учетной политике компании.

Приход на склады

Те товары, которые полностью готовы к отправке заказчикам, клиентам или покупателям необходимо хранить в специально отведенном помещении — это склад ГП (готовой продукции). Напомним, что отправлять можно только тот продукт, который прошел контроль качества, у него есть маркировка и он укомплектован.

Принимать и отпускать изделия со склада может только ответственный человек, назначенный на эту должность приказом. После назначения лицо подписывает договор о материальной ответственности, выпущенный внутри организации. Такой сотрудник ведет учет продукции на складе в двух выражениях: количественном и стоимостном.

  • Существуют следующие способы документальной фиксации выпуска товаров и его приема из цехов на склады:
    Посредством накладной на передачу товаров, куда вносятся данные:
    • об отделе или службах, кто осуществляет передачу: например, когда макаронный цех отпускает, а склад принимает макароны;
    • о корреспондирующих счетах в бухгалтерском учете (все номера и субномера необходимых в этом случае счетов);
    • о самом товаре с указанием названия, объема или количества и его стоимости по внутренним ценам («Макароны Спиральки витые, три тонны, 75 000 рублей);
    • о сотруднике, кто несет ответственность: его фамилия, имя и отчество, подпись его и того, кто получает товар.
  • Посредством документов актов приема и сдачи. Сюда могут относиться накладная, акт или ведомость. Каждый из этих документов можно выпустить самостоятельно. В них указываются все партии отпущенных товаров. Потом все соединяется в единый документ.
    Если движения товаров происходят внутри склада, в этом случае нужно оформить требование-накладной (форма М-11) или накладную на внутренние передвижения (за основу берется форма ТОРГ 13). Дополнительно данные о внутренних передвижениях вносятся в книгу складского учета, выполненную по форме М-40.
    Все перечисленные документы необходимо своевременно передать бухгалтеру по материальной части. Сроки передачи устанавливаются уставом компании.

Выход со складов

Представим ситуацию, что клиент совершил оплату за заказанный товар. Затем сотрудник компании, чей это заказчик оплатил заказ, представитель оформляет доверенность и идет на склад, где кладовщики производят погрузку и отгрузку, а также параллельно выдают необходимые документы:

  • четыре товарно-транспортных накладных (ТТН): одна выдается продавцам, остальные — водителям;
  • путевой лист для водителей — оформляется строго согласно форме 4-П.

Но если покупатель самостоятельно осуществляет вывоз товара, путевой лист оформляет он сам. После этого, опираясь на путевой лист и ТТН, сотрудник бухгалтерии выписывает две товарные накладные (за основу берется ТОРГ 12), где приписываются такие данные:

  • кто отправил груз;
  • кто получил груз;
  • данные и реквизиты поставщика и заказчика;
  • название, объем, сумма отпущенной продукции (если есть НДС, то указывается он и конечная цена с НДС);
  • вес груза общий и число загруженных мест;
  • имя, отчество и фамилия бухгалтера, его подпись, а также аналогичные данные лица, кто отпустил продукцию и разрешил ее вывоз.

Стоит помнить, что если в компании используется общая система налогообложения, в течение пяти дней с момента отгрузки покупателю необходимо направить счет фактуру, в которой будет указано, какую продукцию получил клиент, какие ему были оказаны услуги. Не забудьте прописать НДС.

В товарных накладных продающая сторона указывает и прописывает реализуемый товар, а заказчик обозначает поступление продукции. В данном случае также разрешено использовать универсальный передаточный документ (УПД). Это удобно тем, что в одном документе соединены товарная накладная и счет-фактура.

Как готовый продукт отражен в бухучете

Сегодня в России бухучет готовых товаров регулируется с помощью Федерального стандарта бухгалтерского учета — ФСБУ 5/2019 Запасы.

Согласно правилам, готовый продукт представляет собой часть запасов компании, которую используют с целью получения дохода и прибыли. Не так давно ФСБУ обновился (начало января 2021 года) и теперь документ разрешает использовать два метода учета массовых и серийных товаров: по его фактической и нормативной стоимости продукции.

Стоимость по факту

Иными словами это учет по фактической себестоимости товара. Они могут сформированы на основании следующих пунктов:

  • сырье и материалы;
  • сколько денег было потрачено на оплату труда рабочих;
  • денежные средства на соцнужды;
  • амортизационные и иные траты производства.

При этом компания сама сможет делить их на косвенные или прямые. Такое деление должно быть отражено во внутренней (учетной) политике организации. Фактические траты включать сюда запрещено. К ним относятся:

  • все те перерасходы сырья и носителей, которые возникли во время производства по причине нарушения процесса изготовления;
  • управленческие затраты;
  • траты на хранение (только в случае, если они не относятся к технологии изготовления);
  • снижение стоимости актива (обесценение);
  • расходы на внезапные, нештатные ситуации;
  • затраты на маркетинг и рекламу.

Фактическая стоимость товара составляется только из прямых трат на производство, минуя косвенные.

Нормативная стоимость

Назначать стоимость готового товара компания может, основываясь на плановых калькуляциях. Но чтобы она была в соответствии с реальными условиями производства, ее необходимо регулярно пересматривать.

Тогда в конце любого выбранного отчетного периода (квартал, год, месяц и так далее) можно будет увидеть разницу между нормативной и фактической себестоимостью товара. И если ранее ее относили к стоимости проданных и имеющихся на складе изделий, сейчас этот показатель относят на изменение стоимости трат стандартных, обычных работ.

Важным является и то, что весь готовый товар необходимо пересматривать и оценивать регулярно. В идеале на каждую дату отчета. Учитывать здесь рекомендуется один из двух следующих показателей, наименьший по значению:

  • себестоимость по факту;
  • цена продажи, из которой вычли траты на процесс торговли (чистая сумма продажи).

Если первый показатель выше второго, может случиться обесценка запаса готового товара. Поэтому важно организовывать товарный резерв, равный сумме превышения. И тогда цена изделий полностью сравняется фактической себестоимостью, вычитая имеющиеся резервы.

Стоит помнить, что представители малого и среднего бизнеса (компании, предприятия), кто работает по упрощенной системе бухучета, не создают резерв товара.

Списание себестоимости товара при продаже

Если требуется списать себестоимость продукта во время продажи, можно воспользоваться любым из трех приведенных ниже методов. В этом случае изготовитель сам выбирает метод и вносит его в учетную политику организации. И эти методы могут быть:

  • списание себестоимости каждой единицы продукта — применяется в том случае, если готовые изделий разные и не могут заменить друг друга;
  • методика средней себестоимости — в этом случае по каждой партии изделий находится общая цена на затраты и она делится на число товаров в конкретной партии;
  • вариант FIFO, или ФИФО (происходит от английского выражения «first in first out» — «первый приходит, первый уходит») состоит в том, что вначале нужно списать себестоимость первой выпущенной единицы продукта, а затем — согласно времени ее производства: идем от самого раннего к самому позднему сроку.

Как готовый товар отражается в отчете

В завершении расскажем том, как необходимо готовый товар отображать в отчетных документах. В этом случае в расчет принято брать себестоимость изделий, которая была рассчитана, исходя на данные и положения внутренней политики компании.

В документации готовый товар, сырье и материалы, из которых делается продукция, можно выделять как отдельные строчки. Если для вас это важно или удобно.

Если товар был реализован в течение одного календарного года, то его себестоимость необходимо внести в строчку, отражающую себестоимость продаж в отчетном документе о финансовых итогах организации.

В малом бизнесе (при наличии упрощенного баланса) для готовых товаров в документацию необходимо внести строку «Запасы». И тогда в отчетах по финансовым итогам вписываем себестоимость проданных изделий.

Посмотрите на своё производство изнутри
Получите 14 дней бесплатного доступа к полному функционалу. Специально для новых клиентов.
Попробовать бесплатно