Сегодня такие важные нюансы развития и повышения конкурентоспособности компании, как автоматизация процессов, учет продукции и грамотно выстроенная логистика, не могут обходиться без применения штрих-кодов. Помимо этого, существует обязательная маркировка продукции и товаров. И если в данном вопросе обнаружатся нарушения правил, штрафов не избежать.
Именно поэтому всем, кто предлагает свои товары или услуги, необходимо знать, какие существуют коды, что нужно, чтобы их получить, а также, как грамотно применять каждый из них. В данной статье мы расскажем об этом и поясним, можно ли самостоятельно создать штрих-код. Кроме того, вы узнаете, что требуется для получения маркировки товаров, которые отслеживаются через национальную систему маркировки «Честный ЗНАК»
Сегодня для того, чтобы маркировать продукт, применяют два типа идентификаторов: матричные или линейные. Они представляют собой набор символов и цифр, которые были переведены в графический вид посредством специальных программ, либо сервисов. Чем они отличаются, расскажем ниже.
Перед тем, как приступить к созданию кодов, необходимо узнать, для чего они будут использоваться: для внутреннего учета в компании, либо это будет вывод товара на внешний или международный рынок.
В первом случае можно обойтись любой последовательностью из необходимого числа цифр для каждого товара или его вида. Так для кодов типа EAN можно взять 8 или 13 символов. Для типа ISBN — от девяти до восемнадцати. После этого получившаяся комбинация заносится в программу или форму сайта для создания кодов. И все готово. Останется лишь распечатать готовый идентификатор и наклеить его на упаковки продукции.
Но если вы поставляете товар на внешний рынок, обойтись внутренними кодами не получится. В этом случае нужно обращаться в организации, которые занимаются такими вопросами: Eancode, либо Роскод. Они помогут зарегистрировать производителя и все его коды. Услуга оказывается платно.
Если ваша продукция подлежит обязательному кодированию, необходимо пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК» и получить Data Matrix. Данная услуга также платная.
Приложение Barcode Studio — платное, устанавливается на компьютер. Здесь можно редактировать настройки на всех этапах работы. Есть предварительный просмотр и готовые шаблоны.
Сервис UsefulScript — можно работать онлайн или скачать саму программу. Удобно, но функционал ограничен и создает коды медленно, поэтому для больших объемов работ не подходит.
Роскод и Eancode — относятся к официальным регистраторам. В них можно работать онлайн. Для использования внутри компаний коды создаются бесплатно. Работать можно со смартфона или планшета. Также понадобится принтер для печати этикетов (лучше термотрансферный, на худой случай — с прямой термопечатью).
Стоит помнить, что все коды, распечатанные на термопринтере, могут быстро выцвести и их можно легко повредить. Термотрансферная печать лучше, потому что такие коды стойкие к УФ-лучам, не портятся от трения, воды или капель жира.
Если вы занимаетесь поставками одежды, обуви, медицинских препаратов или иных видов товаров, которые отслеживает «Честный ЗНАК», помните, что на них должны быть этикетки с кодом типа Data Matrix. Чтобы сделать ее правильно, нужно знать и соблюдать определенные стандарты. При этом уникальный код (идентификатор) для каждого товара должен нанести импортер или производитель. Продавец может кодировать остатки товаров, сроки работ в этом направлении регламентированы законодательством.
Приступить к работе с кодами маркировки компания может только после того, как станет членом GS1 и получит GTIN (уникальный глобальный номер товара) и пройдет регистрацию в «Честном ЗНАКЕ». Чтобы заказать код маркировки, понадобится система управления заказами. Обычно доступ к ней бесплатно можно получить через оператора государственной информационной системы мониторинга товаров РФ.
Все заказы на Data Matrix отображены в личном кабинете сайта «Честный ЗНАК». Маркировка проходит следующим образом:
Останется только скачать их и распечатать для использования на товарах.
Несмотря на то, что с кодами наша страна работает уже давно, однако нередко у производителей и компаний возникают вопросы, связанные с идентификаторами. Приведем самые распространенные:
Что нужно для маркирования продукции в торговых точках (магазинах)?
В данном случае понимается внутренний учет товаров. Поэтому вам подойдет любой код для внутренних работ. В этом случае не нужно регистрироваться в системе EAN. Если же продукт подлежит обязательной маркировке, его реализация возможна только с нанесением кода Data Matrix. В данную категорию включены: парфюмерия, автомобильные шины, все виды молочной продукции, одежда и обувь, а также все прочие виды продукции, которые отслеживаются законом. Магазин имеет право маркировать только остатки или возврат от покупателя.
Как быть, если продукция пришла без маркировки?
Если это товар для внутреннего пользования, можно сформировать код самостоятельно. Здесь подойдет свободный набор цифр. Затем внесите информацию о продукции в базу данных. Учет и инвентаризацию можно будет проводить путем сканирования. Но если товар относится к отслеживаемым «Честным ЗНАКОМ» категориям, без маркировки и универсального документа передачи продукцию принимать нельзя. Это нарушение.